Когда украинская органическая сельхозпродукция станет привычной на нашем столе?
Производство органической сельскохозяйственной продукции в Украине все чаще называют перспективным делом.
Речь не только о выгодном бизнесе, но и о здоровье, которое обеспечивает обществу качественное питание. Эти преимущества поддерживают все больше людей. Поэтому сейчас немало отечественных аграриев оценивают собственные силы, чтобы присоединиться к органическому движению, найти нишу на украинских и зарубежных рынках.
Михаил СТОВПЮК уже не первый год занимается органическим направлением в сельском хозяйстве. Он возглавляет сельскохозяйственный обслуживающий кооператив «Чистая флора», который работает в селе Спас Коломыйского района на Прикарпатье и специализируется на изготовлении фиточая, джемов, варенья. Все – по карпатским традициям и рецептам, подчеркивает наш собеседник. И добавляет, что также является председателем общественного союза «Карпатський смак», который объединяет представителей малого и среднего бизнеса – производителей местного продукта и является собственником торговой марки «Смак українських Карпат».
Наш разговор начался с оценки перспектив отечественного органического сельского хозяйства.
- У нас есть определенные позитивы в этом вопросе, - отметил Михаил Стовпюк. – Большинство сельскохозяйственных земель, пригодных для производства продукции на экспорт и получивших сертификацию органических, четко позиционировались на международных рынках. Это – наш имидж и первый такой стандарт в направлении органики.
Наши аграрии в целом заинтересованы заниматься этим направлением. Но сразу возникает вопрос о том, что слишком дорого для них стоит органическая сертификация. И те, кто отваживаются на нее, должны хорошо просчитать экономический эффект своей работы, найти направления, за счет которых можно развивать собственные хозяйства.
Производство органической продукции требует дополнительных затрат, поэтому и стоит она дороже. Соответственно, украинские потребители в массе не готовы ее покупать, ведь их покупательная способность значительно ниже, чем в развитых государствах мира.
Если бы у отечественных производителей органической продукции ее покупали по предварительной оплате, это могло бы дать стимул к их развитию. К сожалению, этого не происходит. Вот, например, в наших супермаркетах появились полки, где размещена органическая продукция. Но 40-50% ее завозят из-за рубежа. Причем, оплачивают наперед ее стоимость. С нашими производителями обязательно ведут разговор об отсрочке оплаты на 90 или 60 дней. Такой дисбаланс несправедлив.
Во многих государствах, где начинали развивать органическое земледелие, аграрии и переработчики такой продукции получали соответствующие преференции. У нас до сих пор такая помощь имела больше декларативный характер. Да и закон «О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья» пока не заработал в полную силу.
Все это мешает насыщению рынка органической продукцией, а значит, украинскому потребителю сложнее ее оценить. Поэтому имеем такой, наверное, где-то 3-5%. И этим направлением занимаются преимущественно те, кто вопреки трудностям сумел найти сеть сбыта своей продукции, кто почувствовал экономическую выгоду.
- В Украине есть успешные агрохолдинги, фермерские и личные крестьянские хозяйства. Кто из них мог бы эффективно выращивать органическую продукцию?
- Думаю, агрохолдинги тут не стоит обсуждать. Ведь у них позиция – быстрая отдача от земли, быстрое производство продукта. С индивидуальными хозяйствами тоже вопрос. Имея приусадебный участок даже в 1 гектар, человек не сможет оплатить органическую сертификацию. Очень хорошо действуют клубы органических земледелий. Они изготавливают соответствующую продукцию и продают ее. Хотя не имеют возможности делать это с торговым логотипом. И это достаточно интересная действующая модель.
Для официального представления на рынке нужно ориентироваться на кооперативы разного направления, на фермерские хозяйства, имеющие от 2 гектаров и более, с четким экономическим обоснованием, чтобы знать, что должны иметь, в конечном счете, с той продукции.
- Как это выглядит на примере вашего кооператива?
- Мы уже работаем более 15 лет. А в 2009 году были сертифицированы как органический кооператив. За это время уже наработали нужный опыт, каждый заготовитель знает, где должно быть место заготовки того или иного сырья. Четко работает система контроля над качеством продукции. И если производим небольшой процент именно органической продукции, то в большем количестве производим региональную продукцию – до 40-50%. Одно с другим дают средний баланс в кооперативном направлении.
- На какие рынки вы уже вышли?
- В большинстве наша продукция продается в карпатском регионе, частично по Украине, знают нас в странах Балтии, куда мы ее экспортируем, в Молдове. Небольшие партии мы уже отправляли в Соединенные Штаты, Канаду, Австралию. Так что шаг за шагом стараемся развиваться.
- Бытует мнение, что перспективы развития украинского органического сельского хозяйства могут быть востребованы преимущественно на международных рынках. Разделяете ли вы такое видение?
- Все зависит от экономического эффекта. У меня оптимистическое видение. Отечественные аграрии будут развивать это направление. Потребление органической продукции в Украине также будет расти.
Наши климатические возможности позволяют выращивать органическую продукцию, которая достойно будет конкурировать и на мировых рынках. Они нам очень нужны. Особые перспективы тут открываются после подписания Украиной Договора об ассоциации с Евросоюзом.
- Большой ли спрос на органическую продукцию за рубежом?
- Конечно. Возьмем европейские государства, в частности, Швейцарию, Австрию, Голландию, где я побывал. Также недавно я вернулся из США. Везде этот процесс стремительно движется вперед. Местное законодательство работает и дает соответствующие результаты. Что самое главное – там есть средний класс, он может позволить себе позаботиться о собственном здоровье, поэтому потребляет органическую продукцию. Выбор органической продукции здесь широкий.
- Есть ли особенности выращивания, переработки и реализации органической продукции в США?
- Важно, что там четко действует система – как часовой механизм. Если фермер надумал выращивать органическую продукцию, то знает, что получит существенную поддержку от ученых. Местные университеты сельскохозяйственного направления аккумулируют средства, собирают кадры, которые проводят соответствующие исследования в отрасли органического земледелия: какой продукт лучше выращивать, какие при этом могут возникать трудности и как их преодолеть. Такими научными наработками могут воспользоваться все желающие. Университеты также приглашают к себе дорадчие службы. Все эти научные разработки финансируются правительством США.
Каждый производитель органической продукции имеет контракт на 2 года с ее переработчиком. Государство дает переработчикам возможность приемлемого кредитования, применения инновационных технологий.
В супермаркетах национального продукта – не меньше 95%. Органическая, местная продукция расположены на видном месте. Если собственники супермаркетов отмечают, что органическая продукция продается хорошо, то тоже делают двухгодичные заказы переработчику.
Есть особенности региональной надбавки. Например, для молочной продукции. Если коровы находятся на выпасе, то молоко имеет совсем другой вкус, другую жирность, чем у коров в закрытом помещении. Поэтому более качественное молоко может быть существенно более дорогим – приблизительно до 30%.
- Какой, по вашему мнению, должна быть поддержка органического движения со стороны нашего государства?
- Сегодня большие ожидания относительно возможностей местной территориальной общины. Специалисты на местах должны определить и утвердить на уровне местной власти программу развития сельскохозяйственной отрасли. И учесть перспективы органического направления. Для этого избрать специальные территории, которые целесообразно задействовать под органику, определить, как их развивать.
Должны обратить внимание и на переработку такой продукции. Скажем, в каком-то месте люди имеют много садов, нужно поставлять перерабатывающую технику, позаботиться о хранении продукции, о ее реализации.
Такие программы должны разрабатываться, по крайней мере, на 10-летнюю перспективу. И хорошо привлекать к их реализации международные организации, имеющие опыт соответствующей работы.
К примеру, наш кооператив успешно сотрудничает с Проектом USAID «АгроИнвест». Как раз теперь получили у них грант, благодаря которому будем расширять производство – закупим холодильно-морозильные камеры. Мы для членов кооператива закупили в этом году саженцы плодово-ягодных культур. Поэтому такое международное сотрудничество нам очень нужно.
Что касается государственной поддержки, то она должна заключаться в создании условий для развития сельских территорий, оказании необходимой законодательной поддержки. Все остальное люди сделают сами.
- Многие жалуются, что нет налоговых льгот.
- Конечно, малому и среднему бизнесу не помешает смягчение налоговой нагрузки. Но нужно тщательно смотреть, кому предоставлять такие льготы. Думаю, что преференции также следует предоставлять территориальным общинам, которые тут всегда будут жить и работать.
- Как вы оцениваете закон «О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья», который вступил в силу в начале текущего года?
- В нем есть целый ряд моментов, которые нуждаются в уточнении или дополнении.
Прежде всего, нужно разобраться с полномочиями местного органа аккредитации. Не вступит ли он в противоречие с европейскими требованиями?
Например, Голландия имеет свой государственный аккредитационный орган, но он аккредитован в мире. Подобная ситуация в других государствах. Если мы не сделаем аккредитационных компаний, которым будут доверять в мире, наши зарубежные партнеры будут вынуждены приглашать собственные компании.
Второй момент, который не прописан в законе, касается системы тарифов, расценок на сертификацию органической продукции. Они должны быть более лояльными, по крайней мере, на нынешнем этапе. Возможно, это дало бы толчок фермерам, собственникам индивидуальных хозяйств развивать органическое земледелие.
Третье. Для того, чтобы пройти органическую сертификацию, фермер должен заполнить огромное количество бумаг, отчетов и пр. Это затягивает процесс. Должен быть отработан более упрощенный эффективный механизм.
И, конечно, необходимо адаптировать украинское законодательство к европейскому. Тогда украинскую органическую продукцию будут признавать высококачественной. Она будет конкурентоспособной и востребованной в Украине и в мире.
Михаил ВЕРНИГОРА,
Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам
ДО УВАГИ ВОДІЇВ: АВТОЦИВІЛКА ОНЛАЙН за 5 хвилин посилання
ПОШИРЮЙТЕ. Коментуйте. Заборонені нецензурна лексика, образи, розпалювання міжнаціональної та релігійної ворожнечі та заклики до насильства.
Завжди в курсі надзвичайних ситуацій, ДТП, аварій, відключень світла, води та теплопостачання. Щоб дізнаватись новини першими, підписуйтесь на нас у YouTube, та сторінку в Facebook та Instagram.
Сподобалася ця публікація? Не пропустіть наступні публікації і почніть стежити за нашими новинами ПІДПИСАТИСЯ.